Кто продает готовый бизнес

Распространенные факторы, побуждающие выставить бизнес на продажу:

  • Организационные – нет возможности создать команду единомышленников, не хватает специалистов.

  • Экономические – высокий уровень конкуренции, из-за чего невозможно привлечь достаточное количество клиентов; недостаток оборотных средств, что препятствует развитию, отсутствие рынка сбыта готовой продукции и др.

  • Психологические – предприниматель оказался не готов управлять бизнесом, принимать ответственные решения, работать под давлением конкуренции и экономических проблем, потеря интереса к этой сфере деятельности.

Как продать свой бизнес: ищем потенциальных покупателей

Готовый бизнес может заинтересовать несколько категорий покупателей:

  • Начинающие бизнесмены. Желая вложить средства в открытие своего дела, предпочитают купить готовый бизнес, а не начинать с нуля;

  • Конкуренты, партнеры. Владельцы компаний, действующих в аналогичной сфере, могут быть заинтересованы в перекупке бизнеса, особенно представляющего определенную перспективу;

  • Перекупщики. Эта категория предпринимателей пытается максимально сбить цену, чтобы перепродать бизнес с хорошей выгодой;

  • Инвестиционные группы. Приобретают высокорентабельные компании, представляющие интерес для долгосрочного инвестирования.

Как продать готовый бизнес быстро? В зависимости от того, кому будет интересен ваш бизнес, рассматривайте такие варианты оповещения о продаже:

  • Размещение предложения на ресурсах с бесплатными объявлениями, в газете (Авито, Из рук в руки и т. д.). Подходит для небольших торговых точек, малорентабельных фирм;

  • Реклама на специализированных интернет-площадках (birga-ltd.ua, businessesforsale.ru и др.). О вашем решении узнают партнеры, конкуренты, инвесторы – те, кто желает приобрести стабильную компанию;

  • Услуги бизнес-брокеров. Экономически оправдано при высокой стоимости сделки.

Советуем также не пренебрегать прямыми контактами с потенциальными покупателями – партнерами или конкурентами.

Читайте также: Кадровый аутсорсинг: особенности, стоимость, риски

Как подготовить бизнес к продаже

Бизнес требует тщательной предпродажной подготовки, что повысит его окончательную стоимость. Помогут следующие приемы:

  1. Приведите в порядок финансовую отчетность. Проведите инвентаризацию, аудиторскую проверку. Если бухгалтерия недостаточно скрупулезно вела дела, подключите специалистов на аутсорсе — они помогут наладить документооборот в компании

  2. Оптимизируйте систему управления бизнеса, повысив ее прозрачность.

  3. Продлите контракты и договоры, которые положительно отражаются на его стабильности и приносят хорошую прибыль.

  4. Урегулируйте кадровые вопросы. Проверьте, со всеми ли сотрудниками заключены трудовые договоры. Закройте открытые вакансии.

Перед продажей постарайтесь улучшить показатели компании: увеличьте обороты, снизьте издержки, займитесь поиском новых партнеров.

Как продать готовый бизнес: определяем цену

Определение цены базируется на стоимости активов компании (материальных и нематериальных) и прибыли, которую может приносить бизнес. Используются две основные методики:

  1. Дисконтирования. Целесообразна в отношении сезонного бизнеса и компаний не старше 3 лет. Для оценки бизнеса учитывается прогнозируемый доход компании;

  2. Прямой капитализации. При определении стоимости учитывается чистая годовая прибыль. Применяют для компаний, которые работают на рынке более 3 лет и имеют активы.

В формировании цены играют роль следующие факторы:

  • Популярность бренда;

  • Спрос на производимую продукцию или услуги;

  • Платежеспособность потенциальных клиентов регионе;

  • Потенциал бизнеса;

  • Вероятные риски.

Для эффективной оценки используют несколько методик. В сложных случаях привлекают профессионалов – независимых оценщиков.

Познакомьтесь с полезной информацией в статье Продажа доли ООО в 2018 году: пошаговая инструкция.

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.

  • Ведем бухгалтерский учет за вас
  • Сами сдаем налоговую и бухгалтерскую отчетность
  • Оптимизируем налоги

Посмотреть цены

Подготовка документов

Как продать готовый бизнес, с чего начать? В первую очередь подготовьте документы:

  • Отчет с оценкой бизнеса;

  • Аудиторское заключение;

  • Акт инвентаризации;

  • Бухгалтерский баланс, отчет о фин. результатах компании;

  • Договоры аренды (или купли-продажи) помещений, земельного участка;

  • Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов;

  • Документ, подтверждающий отсутствие кредитных обязательств;

  • Штатное расписание организации;

  • Список основных средств, нематериальных активов, товарных остатков с указанием полной суммы.

Перечень документов может включать список основных поставщиков и потребителей, подробное описание бизнеса, экспликацию всех помещений. Чем больше вы предоставите информации, тем быстрее найдете покупателя.

Если у вас нет времени на подготовку документов, поручите бумажную работу сотрудникам сервиса Главбух Ассистент. Это удобно, безопасно и выгодно: вы избавите себя от рутинных дел и сможете вплотную заняться поиском покупателя, пока гуру бухгалтерии исправят все ошибки в документообороте и соберут все необходимые бумаги.

Как избежать ошибок и рисков при продаже бизнеса

Распространенная ошибка при продаже готового бизнеса – неадекватная оценка его стоимости, как в сторону понижения, так и в сторону повышения. В первом случае вы потеряете часть средств. Во втором – отпугнете потенциальных покупателей.

Читайте также: Стоимость интернет-магазинов как готового бизнеса снизилась на 40% за год.

Среди других ошибок и рисков:

1.   Утечка информации. Чревато массовыми увольнениями сотрудников, переманиванием лучших специалистов конкурентами, срывом договоров с поставщиками, потерей клиентов. Решение – соблюдать максимальную конфиденциальность.

2.   Рассрочка оплаты. Опасно проблемами с поступлением платежей. Решение – грамотный договор, в котором подробно расписана ответственность за просрочку платежей.  

3. Договоренность о переводе денег после заключения сделки. В итоге денег можно и денег не увидеть, и бизнес потерять. Решение – воспользоваться банковским депозитарием: средства кладутся на депозит и выдаются продавцу после совершения сделки.

Снизить риски позволит тщательная подготовка к продаже, а также помощь бизнес-брокеров.

Pin It on Pinterest

Share This