Есть несколько вариантов. Некоторые регистрируются как ИП, другие открывают ООО. От формы управления зависит многое. Чтобы открыть аптеку с нуля без фармацевтического образования нужно регистрировать ООО.

Если вы будете регистрироваться как предприниматель, то от вас потребуют наличие диплома фармацевтического высшего или среднего образования и опыт работы. Подробнее об этом ниже в требованиях.

Содержание

  • Пошаговая инструкция по открытию
  • Виды аптек и коды ОКВЭД
  • Требования к помещению
  • Требования к персоналу
  • Какие документы нужны для открытия аптеки
  • Закупка товара и его учёт
  • Сколько стоит открыть аптеку
  • Бизнес-план
  • Полный перечень актуального законодательства

Пошаговая инструкция по открытию

Пошагово ваши действия будут выглядеть так:

  1. Создание бренда (названия);
  2. Составление бизнес-плана (пример можно скачать бесплатно внизу страницы);
  3. Регистрация выбранной формы предпринимательской деятельности;
  4. Получение лицензии и других разрешений;
  5. Выбор помещения (зависит от вида аптеки);
  6. Ремонт помещений с учетом всех требований, определенных в гигиеническом сертификате (использование для отделки материалов, которые можно подвергать регулярной влажной уборке);
  7. Закупка оборудования, зарегистрированного в Министерстве здравоохранения;
  8. Закупка начального объема товара.

Ниже приведена вся самая важная информация для реализации этой пошаговой инструкции.

Виды аптек и коды ОКВЭД

Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении видов аптечных организаций» определяет, что аптеки в нашей стране бывают нескольких видов. Выделяют следующие типы:

  • Производственная аптека (здесь будет проходить не только продажа препаратов для улучшения здоровья, но изготовление лекарств).
  • Производственная аптека (предприятие), изготавливающая асептические лекарства. У предприятия точно должно быть соответствующее разрешение. А при регистрации в налоговой службе должен указываться специальный код ОКВЭД, относящейся к группе 24.42.1, название которой «Производство медикаментов» (последнее издание).
  • Аптечный магазин (с закрытой или открытой выгладкой (фарммаркет)) или киоск;
  • Аптечный пункт;
  • Аптека готовых лекарственных форм;

Для последних трех примеров всегда актуальными были следующие коды ОКВЭД:

  • 3 Медицинские и фармацевтические товары, а также парфюмерные и косметические товары, продающиеся в розницу (последнее издание);
  • 31 Фармацевтические товары, продающиеся в розницу (последнее издание);;
  • 32 Ортопедические товары и медицинские изделия, продающиеся в розницу(последнее издание);
  • 33. Парфюмерные и косметические товары, продающиеся в розницу (последнее издание).

Существует специальный отраслевой стандарт, в котором указаны функции, согласно которым можно различить аптеки, аптечный пункт, аптечный киоск. Управление этими видами предприятий будет отличаться.

По количеству функций аптека является передовиком, меньше их у аптечного пункта, еще меньше – у киоска. К примеру, согласно существующему порядку, в такой организации можно продавать лекарственные препараты по рецептам, а в аптечном киоске нет.

Рекомендуется первым делом открыть именно аптеку, а уже киоски и пункты открывать впоследствии в виде структурных подразделений. А вот как отдельные места продажи лекарств открывать их просто нет смысла, особенно если поставлены высокие цели.

Есть также две возможные формы аптеки:

  • Закрытого типа. Здесь выкладка товара ведется за прилавком, чего не скажешь о следующем типе.
  • Открытого типа — фарммаркет. В ней выкладка товара ведется на стеллажах непосредственно в зале. Если проходимость будет больше, чем десять человек в сутки, то такой вариант имеет смысл. Подобная выкладка препаратов увеличивает вероятность покупки на 25-30%. Автоматизация позволит превратить такую аптеку в супермаркет или, другими словами, идеальный фарммаркет.

Аптечная сеть может состоять как из открытых, так и закрытых типов аптек. Такая сеть точно будет эффективной.

Требования к помещению

После того, как весь пакет документов, необходимый для открытия аптеки получен, можно приступать к поиску и оборудованию помещения. В РФ до 2014 требования регламентировались отраслевым стандартом ОСТ №80, но он был отменен и теперь нужно ориентироваться на ФЗ-184.

Выбор помещения должен напрямую зависеть от вида вашей аптеки. К примеру, премиальная модель, отличающаяся большим ассортиментом фармацевтической и любой другой продукции, наличием консультаций специалистов, должна быть реализована в достаточно просторном помещении. Желательно чтобы аптека по этой модели находилась в центре города. Дело в том, что в центре происходит ведение активной деловой жизни. В центре вам гарантирован наплыв клиентов.

Людям будет намного легче добираться в такую местность, где они будут уверенны – нужное им лекарство найдется. Традиционно в таких аптеках продаются достаточно редкие лекарственные средства с относительно высокими ценами, проводится автоматизация процессов. Лучше если график работы будет круглосуточным. Однако подобное предприятие требует солидных денег. В селе, например, этот подход рентабельным не будет, целей вы не достигнете.

Дискаунтеры – еще одна модель аптек и всей аптечной сети, подходящая для более скромных целей. Там, наоборот, ассортимент не самый большой, так же как и набор предоставляемых услуг, зато для покупателей она привлекательна низкими ценами. Спальные районы города, а также деревни, села и сельская местность идеально подходят для такого вида аптек с невысокой стоимостью. Если вы найдете помещение с постоянным большим скоплением людей, даже если это будет центр, то такое решение тоже положительно сказаться на объемах продаж. График — чаще всего обычный рабочий день. Основная целевая аудитория таких аптек – обычные покупатели с не самым большим бюджетом, такая стоимость приемлема для них.

Минимально допустимая площадь для любой начальной аптеки составляет 80 квадратных метров. По условиям такой метраж должен вместить в себя:

  • производственные помещения (минимум по расчету – 65 квадратных метров, допустимы лишь небольшие изменения и погрешности в условиях): комната для приема и распаковки товаров, где они хранятся перед выкладкой (чаще всего две отдельных комнаты), торговый зал (здесь будет выкладка товаров), комната хранения;
  • помещение для персонала;
  • помещение для бухгалтера и руководителя (около 15 квадратных метров);
  • помещения подсобного предназначения;
  • комната-архив.

Выполняя ремонт комнат, которые будут использованы в этом предприятии, в первую очередь надо обращать внимание на требования, которые прописаны в гигиеническом сертификате. Очень важно, чтобы при отделке потолка и стен использовались такие материалы, которые были бы подвержены влажной уборке, а также не боялись бы влияния дезинфицирующих средств.

Обязательными для аптеки является разработка канализации, отопления, вентиляции, централизованных систем для водо- и электроснабжения. Лекарства являются достаточно требовательным товаром, поэтому их хранить можно лишь в таких комнатах, где установлены приборы, которые контролируют температуру и влажность.

Сейфы, шкафы, стеллажи, холодильники – без этих конструкций и техники трудно представить хотя бы одну аптеку, ведь в них зачастую хранят отравляющие и наркотические средства.

Как и в любом другом производственном помещении или даже офисе, должны быть установлены охранная, светозвуковая и противопожарная сигнализация, должно вестись постоянное видеонаблюдение. Нельзя допустить смежных помещений с какими-нибудь рядом расположенными организациями. В этом предприятии каждая комната должна существовать отдельно – так гласит инструкция. Согласно правилам инструкции по санитарному режиму любое оборудование для аптек должно быть зарегистрированным в Министерстве здравоохранения.

Требования к персоналу

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, существуют следующие требования:

  • Для руководителя и ИП: наличие высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.
  • Персонал должен проходить регулярное медицинское обследование.
  • До 1 января 2016 г. наличие сертификата специалиста является одним из условий для осуществления лицом фармацевтической деятельности (ч. 1 ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан). После этой даты право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ будет подтверждать свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 2 ст. 69 Закона об основах охраны здоровья граждан).
  • Сертификаты специалиста, выданные фармацевтическим работникам до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан). Условия и порядок выдачи данного сертификата, а также его форма и технические требования утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н;
  • 1 раз в 5 лет требуется проходить курсы повышения квалификации.

Какие документы нужны для открытия аптеки

В положении о лицензировании фармацевтической деятельности указаны все разрешения и документы, которые являются обаятельными для открытия такой организации. Чтобы получить разрешение в СЭС, нужно действовать по определенному сценарию и предъявить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Заявление;
  • Свидетельство ИНН;
  • Выписка из ЕГРН;
  • Оригинал свидетельства о регистрации физического либо юридического лица, а также его копию;
  • Договор об аренде помещении либо Свидетельство, подтверждающее право собственности на помещение;
  • План БТИ;
  • Экспликация;
  • Договора на дезинфекцию, стирку белья, уничтожение ламп люминесцентного типа, проведение медосмотра сотрудников;
  • Медицинские книги сотрудников, где есть отметка обо всех сделанных прививках;
  • План производственного контроля;
  • Замеры микроклимата в помещении;
  • Показатели освещенности в помещении.

Последующий сценарий такой: необходимо получить санитарный паспорт на право открытия аптеки и разрешение на возможность размещения этого объекта, подтверждающее соответствие помещения виду деятельности.

Pin It on Pinterest

Share This