Микрокредитная Финансовая Организация (МФК) — это юридическое лицо, занимающееся финансовой деятельностью в ограниченных масштабах (в РФ не более 1 млн рублей для займов). Процентные ставки у таких компаний обычно в разы превышают ставки по обычным банковским займам, а максимальная сумма выдачи существенно ограничена.

Содержание

  • Отличие МФО от банка
  • Почему они так популярны
  • Пошаговая инструкция для РФ
    • Регистрация
    • Получение официального статуса
    • Особенности привлечения денежных средств
  • Инструкция для Казахстана
  • Открытие в Украине
  • Использование кредитной истории и её предоставление
  • Сотрудничество с коллекторами
  • Выдача кредитов через Интернет

Отличие МФО от банка

История микрокредитования началась в 1976 году, благодаря профессору Мухаммеду Юнусу, основавшему «Grameen Bank», который занимался выдачей небольших кредитов бедным бангладешцам. Уже значительно позже появились другие финансовые услуги для бедных людей (микрострахование, микровклады и т. п.).

Чем МФК отличается от банка? Кроме небольших сумм предоставляемых кредитов, они имеют такие отличительные характеристики:

  • кредиты выдаются только в национальной валюте;
  • отсутствуют права в одностороннем порядке изменять изначально утвержденную процентную ставку, вносить изменения в порядок определения договорных обязательств, время действия и комиссию;
  • МФО не имеет права наказывать того заемщика любыми штрафными санкциями, который частично или полностью осуществил досрочное погашение микрозайма (если соответствующее намерение было заявлено заемщиком);
  • не имеют отношения к рынку ценных бумаг;
  • МФО с меньшей тщательностью проверяет заемщиков.

Почему они так популярны

Данный процесс может быть легко объяснен тем, что за МФО со стороны государства осуществляется минимальный контроль, в отличие от банков. Среди основных положительных качеств МФО как бизнеса можно выделить:

  • относительно несложно зарегистрировать юрлицо, от имени которого будет вестись бизнес;
  • наличие удобных рычагов для контроля за деятельностью, мягкие экономические показатели;
  • не требуются страховые начисления в спецфонды;
  • необходимое имение обязательных резервов ничем не обусловлено;
  • в РФ для них размер собственного капитала не регламентируется какими-либо простейшими требованиями.
  • в РФ МФО разрешено брать в займы средства граждан, обычно под 20%. Хоть это и выглядит как инвестиции, но эти деньги не требуется застраховывать в государственной системе страхования вкладов. Тем не менее, некоторые компании добровольно идут на страхование, так как это помогает повысить лояльность и доверие клиентов.

Пошаговая инструкция для РФ

Как открыть МФО в России? В соответствии с нормами действующего законодательства право на открытие имеет только юрлицо, которое является зарегистрированным в форме фондов (не бюджетных), хозяйственных компаний, автономных неторговых организаций, объединений или партнерств.

В России официально первые МФО начали осваивать рынок кредитования с 2011 года после вступления в силу закона № 151-ФЗ. С тех пор их количество только растет.

Специальная лицензия для этого не требуется. Достаточно иметь свидетельство ФСФР, получаемое юрлицом при регистрации, о прохождении процедуры внесения в специальный реестр.

Регистрация

В качестве примера возьмем ООО, имеющее одного учредителя, генерального директора с обязанностями главного бухгалтера. Вам понадобятся следующие документы:

  • решение об основании ООО;
  • устав создаваемой компании;
  • форма 11001;
  • запрос на копию устава;
  • документ, свидетельствующий про факт уплаты госпошлины;
  • приказ о назначении на должность Генерального директора и главного бухгалтера в одном лице;
  • заявление об общей или упрощенной системе налогообложения.

Получение официального статуса

Статус МФО. Чтобы реализовать данный шаг нужно собрать следующий пакет документов:

  • Подписанное руководителем (или его доверенным) заявление, предполагающее внесение сведений в реестр о данном юридическом лице;
  • копия учредительных документов;
  • копия решения об учреждении юрлица;
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • на день предъявления документов в уполномоченном органе — копия документа по избранию органов юридического лица (с указанием состава);
  • опись состава предоставленной документации;
  • сведения про фактический адрес;
  • сведения об учредителях;
  • для учредителей иностранного происхождения — выписки, или любые другие равные по юридической силе документы, из реестра страны происхождения.

Во время заполнения расчетных документов должен быть указан следующий перечень реквизитов, имеющих отношение к уплате госпошлины:

  • «ТП» (платежи текущего года) — основание платежа (106);
  • «0» — номер документа (108);
  • «0» — период налогообложения (107);
  • «ГП» — уплата пошлины — типа платежа (110);
  • «0» — дата документа (109);
  • «01» (плательщик сборов (или налогоплательщик) является юридическим лицом) — в качестве двузначного показателя статуса;
  • в поле 104 расчетного документа необходимо указать показатель кода бюджетной классификации доходов федерального бюджета, администрируемых ФСФР.

Заявка будет рассматриваться в течение 14-дневного периода после отправления документов. Вновь созданная компания может уже появится в государственном реестре микрофинансовых организаций через 10 дней после получения ФСФР пакета с документацией.

Особенности привлечения денежных средств

МФО может привлекать средства следующих категорий физических лиц (и это имеет подтверждение в законодательстве):

  • учредителей;
  • ее инвесторов;
  • участников.

При этом для размеров привлекаемых средств в МФО лимит не предусмотрен. В том случае, если средства для кредита предоставляются другим лицом и один договор заключается с одним заемщиком, то максимальная их сумма ограничивается 1,5 миллионами.

Если частное лицо осуществляет перевод средств в МФО, то ее доход обязательно облагается налогом в 13%. В данном случае происходит индивидуальное удерживание необходимой суммы и потом компания рассчитывается с госбюджетом. За исключением НДФЛ вкладчику выплачивается доход по договору.

МФО создает свод необходимых и обязательных для соблюдения правил с целью привлечения во вклады финансовых средств:

  • не менее 5%, достаточный объем собственного капитала;
  • уровень ликвидности больше 70%.

Собственные средства включают:

  • капитал организации;
  • займы, резервы, предоставленные соучредителями или акционерами (физическими или юридическими лицами);
  • прочие займы, поступившие на счет учреждения на срок от 3 лет.

В случае банкротства МФО удовлетворение всех требований по совершенным ею займам происходит только после погашения долгов со всеми остальными кредиторами. Отметим бесприкословность данных условий, они представляют собой обязательный пункт и прописываются во всех договорных документах, касающихся микрозайма. Поквартальный подсчет выполняется на основе бухгалтерских отчетов, которые проходят тщательную подготовку перед передачей в ФСФР (данная мера касается всех).

Инструкция для Казахстана

Как открыть МФО в Казахстане? В Республике регулирование данного рынка осуществляется на основе закона №56-V, принятого еще в 2003 году. МФО создаются на основе организационно-правовой формы хозяйственного товарищества.

Минимальный размер уставного капитала составляет 30 000 000 тенге. Уставный капитал должен формироваться исключительно в национальной валюте Казахстана. Учредители должны полностью оплатить минимальный размер уставного капитала к моменту государственной регистрации.

Pin It on Pinterest

Share This