Послевоенная экономика стран Западной Европы была в критическом состоянии и восстанавливалась очень медленно. Вторая мировая война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании, которая в начале ХХ века была мировым торговым и хозяйственным лидером, обширной колониальной империей, «над которой никогда не заходило солнце». В целом за годы Второй мировой войны она потеряла около 25% национального богатства страны. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза. Кроме того пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешнеэкономические связи со странами, куда все больше внедрялся капитал США.

В 1947 г. в стране наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания. Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к «плану Маршалла».

Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения. Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 г. достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.). В мае 1947 г. под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции «плана Маршалла».

После поражения Германии во Второй мировой войне произошёл ее раздел на ФРГ (Западную Германию) и ГДР. Исходное состояние народного хозяйства Западной Германии было очень тяжёлым. Большая часть промышленности была уничтожена бомбардировками или демонтирована победителями. Отдельные сохранившиеся предприятия почти ничего не производили. В 1946 г. промышленное производство составляло 1/3 от довоенного, лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. Из-за военных разрушений резко обострился жилищный кризис.

В то же время капитуляция и эмиграция немцев из восточных областей Германии привели к скачкообразному росту населения. Это обстоятельство усугубило продовольственную проблему, которая и без того была в критическом состоянии. Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим истощением. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, а государственный долг достиг огромных размеров. Почти полное отсутствие товаров, минимальная покупательная способность вели к натурализации хозяйства и продуктообмену. В этих условиях при активном содействии США, предоставивших Западной Германии по «плану Маршалла» огромные финансовые средства были проведены реформы, направленные на решительное становление свободного рыночного хозяйства.

Соединенные Штаты Америки закончили Вторую мировую войну являясь бесспорным лидером капиталистического мира. За годы войны национальный доход США удвоился, более чем в вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих более 10 тыс. увеличилось в 7 раз.

Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США и ресурсы страны в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств.

«План Маршалла» или программа возрождения Европы был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности.

В июне 1947 г. госсекретарь США генерал Джордж Маршалл выдвинул план помощи европейским странам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации государственных финансов обращения и политической стабилизации. В апреле 1948 г. Конгресс США принял закон о помощи на основании плана Маршалла.

За четыре года (1948-1951) западноевропейские страны получили помощь на 17 млрд долл. в текущих ценах (более 150 млрд в ценах конца столетия), из которых 70% пришлось на топливо и продовольствие. Американский экспорт за этот период возрос на 60%, европейский — на 50%. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60-200%. В 1951 г. европейский ВВП на 15% превысил довоенный уровень.

Условиями предоставления помощи стали:

— отказ от национализации промышленности;

— свобода предпринимательства;

— снижение таможенных тарифов;

— ограничения в торговле с соцлагерем (впоследствии);

— предоставление территорий для американских военных баз. Советскому Союзу также было предложено участвовать в плане Маршалла. Но руководители СССР (Сталин и Молотов) совершили грубую политическую ошибку, отвергнув предложение помощи и втянув страну в 45-летнее противостояние с экономически сильным противником.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории. Его результаты впечатляют:

— экономика стран Западной Европы была восстановлена;

— европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;

— влияние коммунистов и СССР было ослаблено;

— вокруг СССР был возведен «железный занавес»;

— США и Канада получили огромный рынок сбыта;

— был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития;

— Россия как империя прекратила свое существование, превратившись в сырьевой придаток Запада;

— Запад захватил огромный рынок сбыта, безоговорочно отданный Россией.

В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом. В нем увидели возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы.

Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения. Резко негативно оценивал «план Маршалла» и посол СССР в США Н. Новиков, который подчеркивал политический аспект американской инициативы — стимулирование противостоящих Советскому Союзу сил и создание условий для закрепления позиций американского капитала в Европе и Азии.

В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политических преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики, политики СССР и стран Восточной Европы.

Точка зрения советского руководства была положена в основу директив советской делегации на встрече министров иностранных дел в Париже. СССР отказался участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Помимо стран Восточной Европы, от участия в «плане Маршала» отказалась также Финляндия.

Советский Союз и сторонники социалистического пути развития резко отрицательно относились к инициативе США. Они считали, что «план Маршалла» не помогает европейским народам восстановить свою экономику, а наоборот, тормозит дело восстановления, лишает европейские страны их самостоятельности, превращает их в придаток американского империализма.

Особые опасения высказывались в отношении милитаристского характера плана. Сосредоточив свое главное внимание на европейском континенте, американские империалисты стремились разрешить одновременно две задачи: избежать экономического кризиса, дав европейским странам возможность продолжать закупки американских товаров, и «поддержать» империалистическую систему в Европе, приостановив рост демократического движения. Эта двойная задача и должна быть разрешена путем предоставления европейским странам американских кредитов на условиях, которые сделали бы эти страны полностью зависимыми от США и превратили бы их народы в объект колониальной эксплуатации американскими монополиями.

Практически все издания послевоенного периода в Советском Союзе характеризуют «план Маршалла» как агрессивный план, направленный на укрепление гегемонии США в Западной Европе, создание объединенного империалистического фронта против освободительного движения, СССР и складывающейся мировой системы социализма. Для тогдашнего советского руководства контроль над сферой влияния был важен и по геополитическим, и по идеологическим соображениям. Советское руководство видело в США своего главного соперника на международной арене и всячески стремилось не допустить расширения американского влияния в Европе.

Для послевоенной Европы «план Маршалла» являлся одной из наиболее успешных экономических программ, поскольку были достигнуты практически все его цели:

• Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были восстановлены и обновлены в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.

• Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.

• Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.

• Был восстановлен и укреплен европейский средний класс -гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Большое внимание уделялось восстановлению Западной Германии. Так, за первые годы реализации «плана Маршалла» (19481951) она получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия.

Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплексных мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе.

Следует отметить, что несмотря на получение широкомасштабной помощи, эти страны не стали экономическим придатком США, более того, превратились в конечном счете в сильных конкурентов. Реализация «плана Маршалла» в свое время продемонстрировала результативность экономической политики, при которой инфляции противопоставлялся контроль не только за денежной, но и товарной массой.

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для мощного технологического прогресса в различных сферах производства.

 

Источники:

Балакина А.П. План Маршалла /В кн. Финансы. См. на studme.org

Боброва В.Д. Программа американской помощи в восстановлении экономики послевоенной Европы (план Маршалла). См. на КиберЛенинка

Заказать сайт

Pin It on Pinterest

Share This