Правовое регулирование регистрации наименования места происхождения товара

История территориального маркетинга активно развивается. В 2017 году (по сравнению с предыдущим) Роспатент получил на 40% больше заявок на регистрацию наименования места происхождения товара. Наименование места происхождения товара (НМПТ), как уникальный ресурс продвижения, дает предпринимателю шанс «звучать» на федеральном уровне, однако существует ряд особенностей его правовой охраны, которые необходимо учитывать при принятии решения о регистрации.

Что такое НМПТ?

Наименование места происхождения товара – это обозначение, представляющее из себя название географического объекта или производное от него, которое, в свою очередь, стало широко известно благодаря использованию его в отношении конкретного товара. При этом товар обладает особыми свойствами, которые обусловлены природными или людскими характеристиками этого географического объекта.

Наглядный пример – игристые вина и шампанское «Абрау-Дюрсо». Выпускающий их завод находится в одноименном поселке Краснодарского края Абрау-Дюрсо, а свойства алкогольной продукции определяются близостью Черного моря и свойства почвы. Также в Реестре наименований мест происхождения товаров есть и чуть менее известные товары, такие как кисловодский фарфор. Его особые свойства обусловлены использованием ручной лепки, применением специальных красок и оригинальным изобразительным решением.

Итак, каким условиям должно в совокупности отвечать наименование места происхождения товара:

  1. Обозначение должно содержать прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной местности. При этом название географической территории может быть любого масштаба, от целой страны до небольшого населенного пункта, а также историческим или неофициальным. Главное, чтобы потребитель мог определить место происхождение товара по обозначению.
  2. Место происхождения должно быть связано с особыми качествами товара, зависящими от географических и/или человеческих факторов.
  3. Обозначение должно стать известным до момента подачи заявки на регистрацию его в качестве НМПТ.

Правовое регулирование НМПТ

Еще до принятия решения о необходимости регистрации наименования места происхождения товара необходимо учесть следующее:

  • НМПТ может быть зарегистрировано одним или несколькими лицами;
  • правообладатель НМПТ может размещать его на своих товарах, рекламно-информационных материалах и в сети Интернет;
  • правообладатель НМПТ может запрещать его незаконное использование третьим лицам;
  • Правообладатель НМПТ не может передавать право на его использование. Исключениями являются только порядок наследования и реорганизация юридического лица.

Как происходит регистрация НМПТ?

Государственную регистрацию наименований мест происхождения товаров осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Для этого подается заявка, которая обязательно должна содержать описание особых свойств товара, обусловленных связью с географическим объектом. Также к заявке должно быть приложено заключение уполномоченного органа о том, что товар действительно обладает указанными свойствами. В зависимости от вида товара таким органом может являться Минздрав России, Минпромторг России, Минсельхоз России или Росалкогольрегулирование.

После подачи заявочной документации, специалисты Роспатента проводят ее экспертизу. На первом этапе, формальном, проверяется соответствие документов установленным требованиям. В случае необходимости, могут быть запрошены дополнительные сведения. В среднем, это занимает 2 месяца. На втором этапе проверяется непосредственно заявленное обозначение: соответствует ли оно нормам ГК РФ, описанию особых свойств и обоснованно ли место происхождения.

По итогам экспертизы Роспатент принимает решение о регистрации. Если оно положительное, то заявителю выдается свидетельство об исключительном праве на НМПТ. Срок его действия – 10 лет, затем требуется продление. Важно, чтобы на протяжении всего времени действия регистрации товар сохранял свои особы свойства. В противном случае правовая охрана НМПТ будет прекращена.

Следует иметь ввиду, что в выдаче свидетельства может быть отказано.

Наиболее частые основания для отказа:

  1. Не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для товаров определенного вида.
  2. Описание особых свойств товара должно быть достаточно конкретным. Следует избегать таких общих формулировок, как «уникальные свойства воды», «особая технология производства» и т.д.
  3. Недопустима регистрация НМПТ, которая способна ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
  4. Недопустима регистрация НМПТ, если оно сходно с уже зарегистрированным товарным знаком.
  5. Лицо, регистрирующее НМПТ, должно само производить товар, а не закупать его. Помимо этого, некоторые суды признают обязательным и производство веществ, являющихся частью технологического процесса.

Pin It on Pinterest

Share This