Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

Из чего состоит законодательство об отходах

Правила и нормы работы с отходами прописаны во множестве нормативных актов. Это можно объяснить тем, что правильные действия при размещении, хранении, перевозке отходов напрямую связаны с благополучием окружающей среды.

Например, нормативы при образовании отходов производства и потребления, лимиты на размещение определяются законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ«Об охране окружающей среды»,

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1«О недрах»содержит правила при обращении с отходами при горнодобывающих работах, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»решает вопросы обращения с неопасным, бытовым мусором и т.д. Ряд специальных подзаконных актов предписывает правила работы с отходами конкретных производств (в животноводстве, в производстве продуктов питания, алкогольной продукции, рыбопереработке, там, где образуются опасные отходы).

Таким образом, рассматриваемая область включает в себя множество норм права, которые регулируют отношения на разных уровнях и с различными категориями отходов. Однако базовым законодательным актом является федеральный закон об отходах производства и потребления.

Читайте также: Плановая проверка Роспотребнадзора 2018: как избежать штрафов

Что регулирует закон

89-й федеральный закон об отходах производства и потребления вышел в 1998 году, затем неоднократно дополнялся и изменялся. Последние изменения были приняты Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ и вступили в силу — с 30 июля 2018 г.

Нормы закона определяют:

  • понятие отходов;
  • градацию по степени их опасности;
  • общие требования к работе с ними (к размещению, перевозке, к объектам размещения и т.д.);
  • государственный учет в данной сфере;
  • вопросы утилизации твердых коммунальных отходов (установление соответствующих тарифов, а также заключение договоров утилизации, расчет объемов, контроль и т.д.);
  • вопросы оплаты при негативном влиянии на экологию при работе с отходами;
  • общественный контроль, государственный надзор за данной сферой;
  • ответственность за нарушение правил и норм обращения с отходами.

Закон делит все отходы на 5 классов и определяет критерии для определения каждого класса. Это деление очень важно, поскольку на основании рассматриваемого документа приняты подзаконные акты, которые описывают паспортизацию отходов I — IV классов опасности (Правила проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712), а также классифицируют их по другим основаниям (Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов).

Также на основании распределения по классам решаются вопросы о лицензировании применительно к данной сфере (Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062).

Закон № 89-ФЗ (закон об отходах производства и потребления) затрагивает вопросы государственной политики при обращении с отходами. Именно государственная политика решает, как максимально использовать отходы в качестве сырья, какие меры принять для сокращения количества, снижения их опасности, как максимально безопасно утилизировать и обезвреживать их.

Таким образом, закон 89-ФЗ об отходах производства и потребления с изменениями определяет основные направления, базовые принципы при обращении с отходами и отсылает к специальным нормам, регулирующим конкретные сферы, виды производства, этапы работы.

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.

  • Ведем бухгалтерский учет за вас
  • Сами сдаем налоговую и бухгалтерскую отчетность
  • Оптимизируем налоги

Посмотреть цены

Изменения в законе об отходах

Последние изменения закона существенно не затронули правоотношений всех участников процесса работы с отходами. Были уточнены формулировки ст. 19, где речь идет об отчетности и учете – было дано более расширенное понятие статистического учета.

А вот предыдущие изменения, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ, коснулись некоторых существенных моментов регулирования. Например:

  1. Уточнены несколько базовых понятий (сбор, накопление отходов, изменено понятие оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами);
  2. Введена новая статья 134 , где определены требования к местам (площадкам) для накопления отходов, указано, какие сведения должен содержать реестр таких площадок;
  3. Определено раздельное накопление;
  4. Изменены правила по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  5. Затронуты вопросы возмещения за негативное воздействие на экологию при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы. Подробнее — в статье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».

Следовательно, закон об отходах производства и потребления 2018 года не отличается кардинально от редакции закона 2017 года.

Ответственность за нарушение норм закона

Статья 28 закона за нарушения в области обращения с отходами предусматривает следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная (регламентируется ст. 192 Трудового кодекса РФ);
  • административная (ряд статей восьмой главы КоАП РФ);
  • гражданско-правовая (возмещение причиненного неправомерными действиями вреда);
  • уголовная (ст. 247 УК РФ).

Субъектами правонарушений являются граждане и должностные лица.

Введение такого разнообразия видов ответственности, вплоть до уголовной, вполне объяснимо, поскольку такой вид деятельности несет в себе угрозу безопасности не только экологии и окружающей среде, но и жизни и здоровью неограниченного круга лиц.

Скачать 89-й федеральный закон об отходах производства и потребления 

Pin It on Pinterest

Share This